PR-продвижение государственных закупок в условиях цифровизации

Бакулина

Анна Бакулина, заместитель проректора по научной работе, профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; доктор экономических наук, доцент, международная ученая степень – «Доктор экспертизы» (PhD)

Светлана Карпова, профессор кафедры «Логистика и маркетинг», зав. экспериментальной лабораторией «Нейротехнологии в управлении», руководитель магистерской программы «Финансовый маркетинг» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

Цифровизация составных частей экономики – неизбежный процесс. На практике бизнес и государство уделяют большое влияние инновациям, но не всегда готовы их принять в силу отсутствия нужных бизнес-процессов или сложностей технологического характера. Для этого необходим инструментарий информационных систем.

Ключевым стратегическим направлением плана цифровизации Правительства является предоставление комплексных электронных услуг, ориентированных на потребности клиента. Все больше граждан и предприятий видят Правительство как единое целое, и им не нравится посещать многие правительственные учреждения на различных сайтах, не связанных между собой, чтобы получить полный набор услуг. Отсюда, вытекает необходимость интеграции услуг и всей информации для удобства наших граждан и бизнеса.

Электронное предоставление услуг – это, своего рода, ключевой план действий электронного правительства, в котором основное внимание уделяется тому, как можно расширить государственные услуги для граждан и предприятий по электронным каналам.

Экономический рост национального хозяйства в целом и эффективность функционирования отраслей, которые финансируются из бюджетной системы, определяются во многом результативностью института государственных закупок. Кроме того, государственные закупки – важный ресурс создания спроса на инновации.

И тут возникает парадокс: государственный заказ создает спрос на инновации, а инновации предопределяют правительство будущего, кардинальные изменения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Важным элементом функционирования системы закупок в современных условиях является продвижение цифровизации закупочной деятельности в бизнес, в общественность. Данная необходимость обусловлена повышением прозрачности и уровня доверия закупочной системы, снижением коррупции, минимизацией рисков и повышением управляемости материальными затратами.

В связи с этим первым этапом совершенствования государственных закупок выступает интеллектуальная контрактная система.

Первой предпосылкой построения интеллектуальной контрактной системы является перевод системы закупок в электронный вид в соответствии с Федеральным законом от 05,04,2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Электронные процедуры осуществляются через Единую информационную систему (ЕИС) на основе действующего Каталога товаров, работ, услуг, функционирующего с ноября 2017 г. Каталог не только обеспечивает сопоставимость цен и упрощает регулирование торгов, но и является действенным инструментом для связи с общественностью и бизнесом, поскольку он объективно отражает рыночные цены и информацию об операторах по всей стране, в том числе по всем регионам.

Количество заключаемых контрактов по России увеличивается из года в год. Рассмотрим в таблице 1 динамику заключенных контрактов для государственных и муниципальных нужд за 2015-2018 гг.

Таблица 1 – Динамика заключенных контрактов для государственных и муниципальных нужд за 2015-2018 гг.

Показатели

2015

2016

2017

2018

Суммарный объем контрактов по России

5 485,04

млрд руб.

5 399,99

млрд руб.

6 352,15

млрд руб.

6 888,98

млрд руб.

Количество контрактов

3 327 683

3 455 302

3 539 747

3 606 634

Источник: составлено авторами на основе данных официального сайта Единой Информационной Системы в сфере закупок. URL:http://www.zakupki.gov.ru /epz /main /public/home.html.

Количество заключенных государственных и муниципальных контрактов в 2016 г. увеличилось на 3,84% по сравнению с 2015 г., в дальнейшем наблюдалось незначительное увеличение: в 2017 г. увеличилось на 2,44%, а в 2018 г. – только на 1,02%. Увеличение количества заключенных контрактов отчасти связано с правильным функционированием заказчиков в ЕИС и на электронных площадках, что свидетельствует об эффективности инструментов PR-продвижения государственных закупок в цифровых условиях.

Следует также обратить внимание на количество контрактов в разрезе способа определения поставщика в 2018 г.: электронный аукцион занимает более 80% от всех способов (см. рис. 1).

Рисунок 1 – Количество извещений в разрезе способов определения поставщика, по результатам которых бел заключен контракт

Источник: Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ [Электронный ресурс] URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/purchases/?id_38=127443&page_id=4297&popup=Y&area_id=38

По статистическим данным можно сделать вывод, что контрактная система в целом в нашей стране функционирует.

Уже на сегодняшний момент есть примеры эффективных инструментов продвижения цифровой системы государственных закупок в общественность, а именно отдельных элементов интеллектуальной контрактной системы в сфере государственных закупок.

Во-первых, есть примеры стран, которые уже реализовали технологию блокчейна в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд с 2017 года: Япония, США, Украина.

Во-вторых, появился сервис по проверке документации государственных закупок: сотовый оператор «Мегафон» запустил функции юридического цифрового интерфейса для участия в торгах без юриста.

В-третьих, имеется опыт применения алгоритмов искусственного интеллекта для анализа закупок, например, дочерняя компания ПАО «Газпром» приобрела лицензию на подобный продукт.

В-четвертых, функционирует информационно-аналитическая система выявления нарушений в части государственного аудита, в том числе анализа закупок.

Применение данных инструментов с целью обеспечения связи между системой закупок и общественностью и бизнесом проявляется в различных сферах интеллектуальной контрактной системы закупок. Так, технологии блокчейна и большие данные применяются для соблюдения целостности информационного потока между участниками. Кроме того, такие инструменты позволяют получать выводы через обобщение и анализ больших данных с целью реализации стратегических целей.

Рассматривая элемент каталогизации, технологии машинного обучения и искусственного интеллекта используются для группировки, автоматического обновления, кластеризации, установления предельных цен.

Искусственный интеллект при поиске информации о закупках практикуется при автоматической подборке и выдаче информации, а также автоматической рассылке информации о закупках по видам деятельности.

Поиск наилучшего предложения осуществляется также через искусственный интеллект и смарт-контракты. Информация по спецсчетам – маркировка денежных средств, автоматический контроль за их расходованием – совершается через технологию блокчейн.

В сферах эскроу-транзакций и оплаты контрактов применяются блокчейн и смарт-контракты: в первом случае производится автоматический возврат средств после подтверждения осуществления условий контракта или наступления событий, во втором – автоматическая оплата.

Верификация и валидация смарт-контрактов используются во многих сферах закупок: при проверке контрагентов, формировании реестра недобросовестных поставщиков и субъектов предпринимательства, автоматическом контроле за выданными лицензиями и наблюдении за опытом выполнения аналогичных контрактов.

Для государственного сектора цифровизация закупок является интегрированным сквозным решением, чтобы выполнить полную цепь закупочной деятельности – от получения заказа на поставку, утверждения заказа и направления заказов поставщикам в электронном виде. Таким образом, цифровизация сферы закупок для государственных и муниципальных нужд – это комплексное решение с участием государственного сектора и поставщиков из частного сектора, обеспечивающее эффективность системы путем PR-продвижения закупок в общественность и бизнес для увеличения прозрачности, сокращения коррупции, снижения рисков и получения прочих преимуществ. При этом цифровая система закупок состоит из трех компонентов: корпоративного, партнерского и финансового:

- корпоративный компонент – это интранет-версия или интранет-приложение, доступное правительственным чиновникам для осуществления закупочной деятельности. Они покупают в электронных каталогах, поднимают PR, получают его одобрение, и заказы будут направляться поставщикам;

- поставщики получат доступ к цифровой системе закупок через партнерский компонент, который является интернет-фронтом для торговых партнеров. Здесь торговые партнеры смогут получить доступ к возможностям электронных закупок, деловым возможностям всего правительства, а также просмотреть заказы на покупку или получить заказы на покупку, которые были выпущены должностными лицами государственного сектора;

- финансовый компонент облегчает электронные платежи, поддерживая комплексное решение, начиная от закупок и заканчивая платежами. Частные поставщики также могут выставить счет, который оплачивается в электронном виде.

При реализации такой системы будет возрастать число пользователей государственного сектора. И это число будет расти по мере внедрения большего количества разнообразных функций.

Отдельное внимание следует уделить порталу государственных закупок. Так специализированный портал, позволяющий осуществлять необходимые операции между бизнесом и государственными учреждениями, выступает одним из уровней электронного правительства. Одним из примеров подобного PR-инструмента, обеспечивающего взаимосвязь системы закупок и граждан, и бизнеса, является Фабрикант – электронная торговая площадка (ЭТП). Помимо площадок, основным интернет-порталом выступает ЕИС – официальный сайт в сфере закупок.

Там, где это уместно, добавляется ценность для бизнеса. Например, бизнес-планирование давно выходит за рамки простой регистрации компании. Необходимо охватить такие вопросы, как финансирование, поиск помещений для бизнеса, найм персонала и вопросы налогообложения. Интегрированный сервис позволяет потенциальным предпринимателям регистрировать свой бизнес и подавать заявки. То есть портал закупок и ЭТП действительно обеспечивают взаимосвязь между государством, общественностью и бизнесом, являясь инструментом PR-продвижения.

Несмотря на все возможные инструменты PR-продвижения в государственной системе закупок в условиях цифровизации, можно выделить основные руководящие указания государственным органам в отношении подхода к закупке услуг в области рекламы, PR и маркетинговых коммуникаций, которые признают особые характеристики и условия, существующие на этом рынке.

Цель состоит в том, чтобы добиться результата, который соответствует наилучшим интересам как государственных клиентов, так и поставщиков маркетинговых и рекламных услуг, и значительно сократить расходы на разработку и сроки реагирования государственных ведомств и рекламных и маркетинговых агентств. Данное положение необходимо в условиях того, что, как правило, государственный сектор предпочитает обходиться собственными PR-службами.

А если возникает вопрос о связях с общественностью в системе закупок, то одним из элементов является непосредственная связь с бизнесом через осуществление закупочной деятельности, то есть взаимодействие государства и бизнеса, как поставщика услуг.

1. Планирование рекламных, PR и маркетинговых предложений. В зависимости от сроков кампании и доступного бюджета, PR-отделы могут выбрать любую из процедур торгов.

2. Примечания о торгах. Назначение агентства должно быть сделано после завершения любого из следующих этапов или путем сочетания двух, а в исключительных случаях даже всех трех из этих этапов:

- представление полных учетных данных

- стратегическое представление

- творческая презентация.

4. Комиссия по оценке. Комитет по оценке предложений должен состоять из членов группы, обладающих необходимыми знаниями. Помимо представителя группы от цепочки поставок в состав комитета желательно включить специалиста по линейным функциям, эксперта по рекламе/PR/маркетингу/коммуникациям, а также эксперта по внешним коммуникациям, например, из другого правительственного департамента и/или образовательного учреждения.

5. Отбор заявок. В идеале шорт-лист заявок должны состоять из более чем одного и не более чем четырех участников торгов в зависимости от стоимости кампании, а не количества полученных предложений. Это не позволит компаниям, особенно малым компаниям, инвестировать время и ресурсы в неоправданно конкурентную ситуацию.

6. Презентация. Участники, включенные в шорт-лист, должны своевременно уведомляться о времени, дате и месте проведения презентации, а также о времени, выделенном для презентации и вопросов. Крайне важно, чтобы всем участникам торгов было выделено равное время для обеспечения справедливости и прозрачности.

7. Информирование претендентов о результатах торгов. После заключения контракта с выигравшим участником торгов другие участники торгов должны быть незамедлительно уведомлены об итогах процесса торгов через веб-сайт департамента, бюллетень о торгах или любое средство массовой информации, которое было использовано для рекламы заявки.

8. Отмена заявок. В качестве преамбулы к тендерной документации потенциальные участники торгов должны быть осведомлены о рисках, связанных с принятием решения о подаче заявки. Если какое-либо из условий приведет к отмене процесса торгов, учреждения, представившие предложения, должны быть уведомлены в течение 24 часов. Это позволит обеспечить, чтобы учреждения, особенно небольшие учреждения, не тратили время и финансовые ресурсы на проведение мероприятия, которое было отменено.

Мы обратили внимание лишь на некоторые инструменты PR-продвижения системы государственных закупок в цифровых условиях. Их, конечно же, больше. Тем не менее, уже сейчас по статистическим данным можно говорить о том, что цифровая система закупок для государственных и муниципальных нужд начинает функционировать эффективно, создавая связь с общественностью, бизнесом, что в дальнейшем обеспечит повышение прозрачности и уровня доверия закупочной системы, снижение коррупции, минимизацию рисков и повышение управляемости материальными затратами.

Список литературы:

1. «МегаФон» проверит документы [Электронный ресурс] «Коммерсантъ» URL: https://www.kommersant.ru/doc/3479797.

2. IT-система Счетной палаты для удаленного госаудита выявляет уже более 70 видов нарушений [Электронный ресурс] Экспертный центр электронного государства URL: http://d-russia.ru/it-sistema-schetnoj-palaty-dlya-udalyonnogo-gosaudita-vyyavlyaet-uzhe-bolee-70-vidov-narushenij.html.

3. В Украине официально запущен электронный аукцион на базе технологии блокчейн [Электронный ресурс] ForkLog URL: м\https://forklog.com/v-ukraine-ofitsialno-zapushhen-elektronnyj-auktsion-na-baze-tehnologii-blokchejn/.

4. ИИ подумает над закупками "Газпрома" [Электронный ресурс] Comnews URL: https://www.comnews.ru/content/110511/2017-11-16/ii-podumaet-nad-zakupkami-gazproma.

5. Официальный сайт Единой Информационной Системы в сфере закупок. URL:http://www.zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html.

6. Применение блокчейна в госзакупках [Электронный ресурс] Медиум URL: https://medium.com/@cryptotyana/85-21ed39399cf9.

7. Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам 2018 года [Электронный ресурс] Министерство финансов Российской Федерации URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/purchases/?id_38=127443&page_id=4297&popup=Y&area_id=38

Статья опубликована в журнале "Связи с общественностью в госструктурах" 3/19.


« К списку записей