Сила слова
Номинация: Лучший PR-проект в образовании
Автор(ы): Симонова Мария Николаевна, начальник Дирекции по коммуникациям Группы НЛМК (бизнес-заказчик) , Ларина Яна Юрьевна, бизнес-эксперт, Дирекция по коммуникациям Группы НЛМК , Хомутецкий Виталий Владимирович, методолог КУ, Корпоративный университет Группы НЛМК
Даты проекта
01 октября — 01 августаОписание проекта
Название: Сила слова
Заказчик: Дирекция по коммуникациям, Мария Симонова
Авторы:
- Симонова Мария, начальник Дирекции по коммуникациям Группы НЛМК (бизнес-заказчик)
 - Ларина Яна (бизнес-эксперт, Дирекция по коммуникациям Группы НЛМК)
 - Оглоблина Карина (методолог, Корпоративный университет Группы НЛМК)
 - Хомутецкий Виталий (методолог КУ, Корпоративный университет Группы НЛМК)
 
Сроки:
- Разработка: октябрь 2021 – май 2022
 - Пилот: июнь 2022
 - Каскад: с августа 2022
 
Проблематика:
По результатам собственных внутренних исследований в Группе НЛМК выявлена необходимость проведения более частых очных встреч с сотрудниками и каскадирование важной производственной информации от первых лиц. Во время пандемии такие встречи существенно сократились из-за риска распространения коронавируса, и это наложило серьезный отпечаток на коммуникации в коллективах – информация от руководителей об изменениях в компании поступала не вся, иногда с опозданием, информация не содержала главное – ситуацию в бизнесе, влияние санкций, баланс и устойчивость компании, текущие вызовы и риски в отрасли, как изменения могут отразиться на доходах и социальном пакете сотрудников. По этим причинам в компании разработана концепция каскадных коммуникаций в коллективах, когда руководители на встречах с сотрудниками должны объяснять ситуацию в бизнесе и отвечать на возникающие вопросы. Однако для подобных выступлений по опросу руководителей им требуется специальная подготовка – умение презентовать информацию, давать исчерпывающие ответы на острые вопросы, управлять дискуссиями, возражениями и выделять главное. С этой целью было подготовлено образовательное решение «Эффективные коммуникации» разработчиками Школы лидерства и командного взаимодействия из Корпоративного университета Группы НЛМК, заказчиком выступила Дирекция по коммуникациям Группы НЛМК.
О команде:
Корпоративный университет Группы НЛМК (КУ) является ядром менеджмента знаний Группы НЛМК и выполняет интеграционные, образовательные и трансформационные функции в своей деятельности.
Функциональными целями КУ являются:
- развитие человеческого капитала Компании;
 - совершенствование системы управления через обучение единым стандартам работы;
 - поиск и тиражирование лучших практик НЛМК, в том числе за счет участия лидеров в разработке образовательных решений (ОР);
 - поддержка организационных изменений и стратегических проектов за счет создания единого информационного пространства, ориентации на сотрудничество и командную работу.
 
В основе деятельности КУ лежит принцип «Лидеры учат лидеров». Этот подход — фундамент деятельности КУ. Большинство тренеров — топ-менеджеры и ведущие эксперты НЛМК, которые участвуют в создании ОР КУ и проводят обучение в качестве внутренних тренеров. Все внутренние тренеры проходят специальное обучение, получают поддержку профессиональных тренеров-методистов. Подобная модель обеспечивает связь бизнеса и КУ.
Дизайн ОР создается командами разработки, в которые входят внутренние эксперты из бизнеса и КУ, руководители функциональных направлений, преподаватели ведущих российских и зарубежных бизнес-школ, что позволяет использовать ОР как инструмент трансформации в Группе НЛМК. Все ОР связаны едиными корпоративными смыслами, сквозными кейсами в целостную систему. ОР распределены по уровням управления и направлениям деятельности руководителей.
Дирекция по коммуникациям Группы НЛМК – это географически распределенная команда PR-специалистов, которые оказывают сервисные функции бизнесу по направлениям – внешние коммуникации, направленные на взаимодействие со СМИ, общественностью, органами власти, внутренние коммуникации с сотрудниками и подразделениями компании, маркетинговые коммуникации, ориентированные с взаимодействие с клиентами, а также визуальное сопровождение проектов, подготовка и выпуск мультимедиа контента.
Задачи проекта «Сила слова»:
- Повысить уровень вовлеченности и удовлетворенности сотрудников;
 - Улучшить кросс-функциональное взаимодействие (индекс NPS подразделений, CSI, рост показателя в опросе НЛМК «Пульс» о кроссфункциональном взаимодействии);
 - Развить управленческие компетенции руководителей для обеспечения кадровой защищенности;
 - Создать благоприятные условия для ведения бизнеса компанией с помощью внешней коммуникации (общение со СМИ, конференции, презентации, деловая переписка)
 - Усилить бренд работодателя через обучение и развитие.
 
Учебные цели проекта:
Развить у участников:
- Понимание роли управленческой коммуникации и ролевой модели руководителя НЛМК.
 - Понимание процесса, целей и инструментов коммуникации
 - Умение управлять процессом коммуникации
 - Умение работать с коммуникационными барьерами (психоклонические, организационные, технические и пр.) и достигать целей коммуникации
 - Умение работать с сопротивлением
 - Умение вести мотивационные и развивающие диалоги
 - Умение управлять вниманием аудитории при групповой коммуникации
 - Навык письменной коммуникации и коммуникации в интернет пространстве
 - Навык коммуникации в сложных (кризисных) ситуациях.
 
На какие бизнес-показатели повлияет образовательное решение:
- Рост вовлеченности и удовлетворенности - >67% в 2022 г.
 - Снижение % участников опроса из красной и серой зоны по вопросам, связанным с управленческой коммуникацией
 - Повышение индекса CSI подразделений
 - Повышение осведомленности сотрудников о значимых темах в компании
 
Целевая аудитория: линейные руководители Группы НЛМК
Дорожная карта по запуску проекта:
Дорожная карта разработки ОР была синхронизирована с задачами бизнес-заказчика и выстроена таким образом, чтобы к моменту запуска очных каскадных коммуникаций в компании руководители прошли подготовку в рамках ОР.
При разработке ОР использовались лучшие практики продуктового подхода, принципы дизайн-мышления и методология agile, которые позволяют наиболее точно определить потребности бизнес-заказчика, получать обратную связь на каждом этапе разработки и в конечном итоге создать продукт, наиболее полно отвечающий требованиям бизнеса.
Разработка и внедрение ОР включали следующие этапы:
- Согласование технического задания и утверждение архитектуры ОР бизнес-заказчиком и рабочей группой проекта с октября по ноябрь 2021 г.
 - Формирование профиля внутреннего тренера, который будет транслировать ОР целевой аудитории, в течение ноября 2021 г.
 - Разработка электронного курса «Эффективная коммуникация руководителя НЛМК» в течение 3 месяцев с декабря 2021 г. по февраль 2022 г.
 - Пилотирование электронного курса «Эффективная коммуникация руководителя НЛМК» в марте 2022 г., итоги которого были использованы при дальнейшей разработке ОР.
 - Разработка модуля 1 ОР «Сила слова: коммуникация с сотрудниками» с середины декабря 2021 г. по апрель 2022 г.
 - Пилотирование модуля 1 ОР «Сила слова: коммуникация с сотрудниками» в мае-июне
2022 г. и его доработка по итогам пилота в июле 2022 г. - Разработка модуля 2 ОР «Сила слова: выступление на публике» с февраля по май 2022 г.
 - Пилотирование модуля 2 ОР «Сила слова: выступление на публике» в июне 2022 г. и его доработка по итогам пилота в июле 2022 г.
 - Передача контента обоих модулей ОР внутренним тренерам с конца июля по середину августа 2022 г.
 - Каскадирование обоих модулей ОР начиная с середины августа 2022 г.
 
В 2022 г. в рамках образовательного решения прошли обучение 111 руководителей Группы НЛМК. В 2023 г., по состоянию на 25 января, прошли обучение 35 руководителей. Целевой охват – более 10 тыс человек. Оценка пилотной группы актуального обучения – 9,8.
Основными каналами продвижения ОР стали рассылка писем целевой аудитории – руководителям Группы НЛМК и положительные отзывы участников обучения, которыми они активно делились с коллегами в ходе как делового, так и неформального общения. Подробная информация об ОР размещена на корпоративном портале Группы НЛМК и на сайте Корпоративного университета Группы НЛМК в каталогах образовательных решений. Сбор заявок на обучение осуществляется через формы обратной связи на этих ресурсах.
Результаты (основные метрики, эффективность образовательного решения) по пилоту проекта:
NPS ОР – это готовность участников рекомендовать решение, а NPS ВТ это готовность рекомендовать тренера.
| 
		 Модуль: «Коммуникации с сотрудниками»  | 
		
		 NPS ОР  | 
		
		 NPS ВТ  | 
		
		 Актуальность  | 
		
		 Готовность использовать  | 
		
		 Организация обучения  | 
		
		 Количество участников  | 
	
| 
		 Каскад  | 
		
		 100%  | 
		
		 99%  | 
		
		 9,8  | 
		
		 9,7  | 
		
		 9,9  | 
		
		 68  | 
	
| 
		 Пилот  | 
		
		 87%  | 
		
		 90%  | 
		
		 9,6  | 
		
		 9,5  | 
		
		 9,6  | 
		
		 15  | 
	
| 
		 Итого  | 
		
		 97%  | 
		
		 96%  | 
		
		 9,8  | 
		
		 9,7  | 
		
		 9,8  | 
		
		 83  | 
	
| 
		 Модуль: «Выступление на публике»  | 
		
		 NPS ОР  | 
		
		 NPS ВТ  | 
		
		 Актуальность  | 
		
		 Готовность использовать  | 
		
		 Организация обучения  | 
		
		 Количество участников  | 
	
| 
		 Каскад  | 
		
		 100%  | 
		
		 100%  | 
		
		 9,8  | 
		
		 10  | 
		
		 9,9  | 
		
		 19  | 
	
| 
		 Пилот  | 
		
		 89%  | 
		
		 94%  | 
		
		 9,7  | 
		
		 9,8  | 
		
		 9,9  | 
		
		 9  | 
	
| 
		 Итого  | 
		
		 96%  | 
		
		 98%  | 
		
		 9,8  | 
		
		 9,9  | 
		
		 9,9  | 
		
		 28  | 
	
Бизнес-результаты: 89 - показатель CSI, который получила PR-служба от бизнеса в 2022 году. Рост на 5 пунктов; 84 - показатель CSI, который получил Корпоративный университет в 2022 году. Рост на 3 пункта. +20% - рост полезной и актуальной информации в 2022 году на основе данных регулярного блиц-опроса.
Цель проекта
Задачи проекта «Сила слова»:1.Повысить уровень вовлеченности и удовлетворенности сотрудников;
2 Улучшить кросс-функциональное взаимодействие (индекс NPS подразделений, CSI, рост показателя в опросе НЛМК «Пульс» о кроссфункциональном взаимодействии);
3.Развить управленческие компетенции руководителей для обеспечения кадровой защищенности;
4.Создать благоприятные условия для ведения бизнеса компанией с помощью внешней коммуникации (общение со СМИ, конференции, презентации, деловая переписка)
5.Усилить бренд работодателя через обучение и развитие.


